Контакты

231797
Гродненская область
Слоним, ул. Тополёвая, 27
т. 2-49-48, 2-49-47
e-mail:

slonimsad18@mail.grodno.by

Статистика
Пользователи : 1
Статьи : 341
Просмотры материалов : 219169
Cчетчик
 ейтинг@Mail.ru
Кто на сайте
Сейчас 59 гостей онлайн
Главная Советы учителя-дефектолога Обучаем грамоте

Обучаем грамоте

«Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза»

    Уважаемые родители! Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи: дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

         Цель представленных ниже игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие, элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звуки, составлять слово из заданных звуков.

          «Какой звук есть во всех словах?»

         Взрослый произносит 3-4 слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков, - шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук [ш]. затем взрослый предлагает определить, какой звук есть во всех нижеприведенных словах:

- жук, жаба, лыжи - [ж];

- чайник, ключ, очки - [ч];

- щетка, ящик, щавель - [щ];

- коса, усы, нос - [с];

- селедка, Сима, лось - [с'];

- коза, замок, зуб - [з];

- зима, зеркало, вазелин - [з'];

- цветок, яйцо, курица - [ц];

- лодка, стул, лампа - [л];

- липа, лес, соль - [л'];

- рыба, ковер, крыло - [р];

- рис, крепость, букварь - [р'].

  Нужно следить, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.

 «Назови первый звук в слове»

         Взрослый показывает игрушку (например, Буратино) и предлагает определить, с какого звука начинается ее имя. После ответа ребенка взрослый дает задание определить, с какого звука начинаются имена родственников, друзей, названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко.

 «Назови последний звук в слове»

         Для выполнения понадобятся картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).  Взрослый показывает картинку, просит ребенка назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук [рь], а не [р]).  Когда все картинки будут рассмотрены, взрослый предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый сам отчетливо произносит согласный звук в конце слова.

«Подумай, не торопись»

         Взрослый предлагает ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как он научился слышать и выделять определенные звуки в словах.

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. (Лампа, луна…)

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был [к], а последний - [ш]. (Карандаш, камыш…)

- Какое получится слово, если к слогу «но» прибавить один звук? (Нож, нос…)

- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м]. (Мама моет Машу мочалкой)

- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [у]. (Бумага, дудочка, Буратино…)

«Составь слово»

         Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и составить «рассыпавшееся» слово из звуков. Вначале предлагаются 2-3 звука, затем, по мере овладения ребенком навыком выполнения задания, - 4-6 звуков:

- [а][й], [о][х], [у][х][а], [х][о][р], [к][о][т];

- [в][а][т][а], [вь][э][с][н][а], [м][а][м][а], [мь][э][д][вь][э][дь].

         Желаем вам успехов! Только заинтересованность семьи к результатам игровых упражнений приводит к успешности и поможет преодолеть трудности в овладении родным языком!

 

 

         

 

Обновлено (16.01.2018 08:16)

 
Выбор языка сайта
Голосования
Что Вам больше всего нравится в нашем дошкольном учреждении?
 
Интернет ресурсы