Контакты

231797
Гродненская область
Слоним, ул. Тополёвая, 27
т. 2-49-48, 2-49-47
e-mail:

slonimsad18@mail.grodno.by

Статистика
Пользователи : 1
Статьи : 341
Просмотры материалов : 219198
Cчетчик
 ейтинг@Mail.ru
Кто на сайте
Сейчас 69 гостей онлайн
Главная Советы учителя-дефектолога Играя, развиваем речь

Играя, развиваем речь

Играя, развиваем речь

  Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней  Чуковский утверждал, что «каждый малолетний  ребенок есть величайший труженик нашей планеты»,  поскольку ему приходится  за изумительно короткое время , овладеть своим родным языком.
  Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех  форм родного языка происходит в дошкольный период и совершается это под непосредственным воздействием   взрослых.  Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.   Нельзя уходить  от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он погуляет ; взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об  увиденном  во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.    
         
  Уважаемые родители, для того чтобы процесс развития речи проходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно,  мы предлагаем играть с детьми  дома, на кухне, по дороге в детский сад, в транспорте, во время прогулки .  Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.  
1. Игры на обогащение словаря ребенка
 «Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из супа? Салата? Кухонного шкафа? И т. д.   
  Игры типа «Какой суп?», «Какой сок?», «Вкусная каша» упражняют детей в употреблении прилагательных. Например, мама говорит: «Суп из рыбы называется рыбный. А как называется суп с мясом? Мясной. Сок из яблок называется яблочный. А какой будет сок из персиков? Из моркови? И т.д.
 «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.  Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку,  затем вы ему, и так до тех пор,  пока все не съедите.   Можно поиграть в         сладкие,  кислые,  соленые,  горькие слова.
  «Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, …
 «Наоборот».  
Например, мама говорит слово «короткий», а ребёнок называет противоположное по значению («наоборот») – «длинный»;и т. д. 
    Полезно предложить ребёнку такое задание: придумать определение к тому или иному слову.
    Например, ребёнка спрашивают:
 -  Какой бывает хлеб? Белый, черный, ароматный. Какой ещё? Назови, пожалуйста. Далее ребёнок сам придумывает прилагательные , определяющие качество хлеба: черствый, вкусный, ржаной
   Можно таким образом описывать погоду, игрушки, транспорт, животных и т.д.
2. Игры на развитие грамматического строя
 На кухне  пока мама готовит ужин, а ребенок возится рядом, можно поиграть в  такие интересные игры, например, в игру «С чем пекут пироги?»
   Мама говорит: «Пирог с капустой называется - капустный. А пирог с вишней, - какой? …( вишнёвый) ; с рисом…( рисовый) ; с мясом…( мясной).
    Аналогично можно поиграть в игру «Из чего салат?»
«Салат из овощей называется – овощной, а салат из огурцов как будет называться? (огуречный) и т.д.»
   «Приготовим сок»
Из яблок сок (яблочный).  Из груш,  из слив,  моркови,  лимона,  апельсина? И наоборот:  апельсиновый сок из чего?
  «Один  и  много».
 Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много.
Перечислять   можно  разные  предметы, в  зависимости  от  того, где Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате.
 Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол -  столы;
Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;
 «Чего  не  стало?»  
Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  
различных предметов  ( 4 – 7). Затем  просит  ребенка запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на окончания  в  словах.
 «Я  внимательный».  
Будем  называть  предметы  (дома  или  на  улице), которые  видим, а еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое.
 «Слушаем звуки».  
Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.
Игры с мячом помогут расширить словарный запас, освоить
грамматический строй речи,   познакомят детей с обобщающими понятиями.
  -  Мяч бросай и четко фрукты называй.
  -  Я знаю пять названий животных.
  -  Лови да бросай - цвета  называй. Что  у нас какого  цвета – мы расскажем  всем об этом.
  -  Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю   (девочка играть; летать птица)  
        Таким образом, дорогие мамы, папы, играя в эти несложные, непродолжительные по времени и затратам игры, вы помогаете ребенку, расширяя его словарный запас. Развиваете у ребенка чуткость к слову и умение понимать его многозначность, помогаете овладеть элементарными средствами художественной выразительности речи.
    А это поможет вашему ребенку при дальнейшем обучении в школе.


Обновлено (28.02.2018 14:01)

 
Выбор языка сайта
Голосования
Что Вам больше всего нравится в нашем дошкольном учреждении?
 
Интернет ресурсы